Россия
Источник:
www.mid.ruУважаемые коллеги,
Завершили заседание СМИД
ОДКБ под председательством Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Ф.Алейника. Перечень документов, оглашённый Генеральным секретарём ОДКБ, включает в себя ряд соглашений и протоколов, посвящённых совершенствованию деятельности Секретариата и уставных органов Организации, улучшению координации между ними или решению ряда текущих административных и бюджетных вопросов.
Из документов, посвящённых различным политическим аспектам современной ситуации, выделю
Заявление о задачах по укреплению безопасности в регионе ОДКБ в контексте ситуации в Афганистане. Оно отражает совместные подходы стран и всех союзников к обеспечению наших интересов в ситуации, когда после бегства натовской коалиции из Афганистана, страна была оставлена в плачевном состоянии. Не искоренены причины, сохраняющие территорию этой страны в качестве той, где «процветают» террористические проявления и наркотрафик. Всё это напрямую сказывается на законных интересах наших государств. В заявлении формулируются задачи по использованию рабочей группы ОДКБ, по Афганистану и по налаживанию координации с другими структурами, включая ШОС, в которой тоже есть специальный механизм по рассмотрению угроз и рисков, проистекающих с территории Афганистана.
Второе
Заявление посвящено общим подходам наших стран к работе в рамках ООН по рассмотрению конкретных предложений, направленных на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве. Это давняя российская инициатива. Продвигаем её и на конференции по разоружению в Женеве. Представили проект соответствующего договора вместе с нашими китайскими партнёрами. Также параллельно с конференцией по разоружению на Генеральной Ассамблее ООН в этом году начинаются дискуссии о том, как сделать так, чтобы космос был безопасным, чтобы оттуда не исходили угрозы безопасности «на земле» в отношении любых стран.
Считаю, что заседание было полезным. Провели подробный разговор о развитии геополитической ситуации в нашем регионе и в целом на континенте Евразии. В глобальном разрезе наши взгляды близки. Мы все выступаем за то, чтобы ОДКБ в качестве одной из опор формирующегося многополярного миропорядка, становилась крепче и успешнее. Наметили ряд практических шагов в этом направлении.
Вопрос: В свете нынешних переговоров каким Вы видите будущее ОДКБ? Есть в Организации структуры, которые готовы уже сейчас быть полезными для военно-политического взаимодействия с другими региональными организациями, как ШОС и БРИКС? Не пора ли нам снова задуматься над тем, чтобы создавать военно-политический блок в противовес НАТО?
С.В.Лавров: Что касается ШОС и БРИКС. Это не военные организации. Если говорить о ШОС, то это прежде всего Организация, созданная для обеспечения задач в сфере безопасности стран, которые в ней представлены. Впоследствии её «повестка дня» расширилась на вопросы экономического, гуманитарного, инвестиционного сотрудничества, а также в политической сфере в том, что касается задач обеспечения безопасности.
В БРИКС военного измерения нет. Но сотрудничество между ОДКБ и другими братскими и сестринскими структурами развивается. Есть контракты с СНГ и ШОС. Это помогает «разделению труда» в том, чтобы обеспечивать стабильность на нашем общем евразийском континенте.
Что касается НАТО. Сегодня вспоминали, как много лет назад ОДКБ предлагало Североатлантическому альянсу наладить рабочие контакты по линии секретариатов соответствующих структур, чтобы повышать доверие, укреплять взаимопонимание и находить решения сложных проблем до того, как они обострятся и будут нести риски для членов ОДКБ и НАТО. Натовцы на несколько обращений, в том числе и на официальные письма на эту тему, отвечали высокомерным отказом, что лишний раз подчёркивает неизбывность курса альянса на то, чтобы доминировать и применять исключительно свои собственные «правила», идущие вразрез с международным правом.
Не думаю, что мы должны придавать ОДКБ характер блока, противостоящего кому бы то ни было. Организация развивается, исходя из законных интересов безопасности стран-членов. ОДКБ не претендует на то, чтобы замахиваться на ведущую роль во всём евразийском континенте. НАТО занимается ровно этим. Недавно Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг, отвечая на вопрос китайского журналиста о том, зачем Организация «замахивается» на азиатский регион, убеждал слушателей в том, что альянс сохраняет исключительно географическую привязку к евроатлантическому региону и что никаких иных замыслов у него нет. Но в то же время в одном предложении практически заявил, что НАТО не может спокойно наблюдать, как Китай приближается к Североатлантическому альянсу. Прям как в том анекдоте, когда в советское время говорили, что Советский Союз слишком близко расположился к военным базам США. Й.Столтенберг продолжил свою мысль о том, что НАТО будет обеспечивать интересы безопасности, включая риски и угрозы, которые проистекают из Индо-Тихоокеанского региона. Все уже знают, что альянс, делая такие заявления, подтверждает свой глобальный замах и претензии на то, чтобы определять правила игры для всех регионов. Это касается европейской части нашего континента и восточной части Евразии, прежде всего с точки зрения провокаций, создаваемых натовцами в отношении КНР, поощряя создание военных блоков (например, как AUKUS) и продвигая натовскую инфраструктуру и присутствие в этот регион. Это опасная игра. Рано или поздно натовцы должны осознать её бесперспективность и тупиковость и признать реальность, заключающуюся в том, что формируется многополярный миропорядок, где не будет никаких «командиров» и единоличных вершителей судеб.
Вопрос: Армения и Азербайджан безуспешно пытаются решить вопрос о мирном урегулировании вокруг Нагорного Карабаха. При этом мы видим, что помимо Москвы посреднические усилия прилагают и западные страны. Главы МИД республик встречались в Вашингтоне, планируются переговоры под эгидой ЕС. Как Москва оценивает стремление западных стран урегулировать конфликт, учитывая, что Армения – союзник России по ОДКБ?
С.В.Лавров: Мы заложили основу нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, когда, благодаря личному вмешательству Президента России В.В.Путина, в ноябре 2020 г. было подписано первое
трехстороннее заявление о принципах окончательного урегулирования. Затем было принято еще несколько заявлений (
1,
2,
3) на высшем уровне, посвященных различным аспектам усилий, необходимых для того, чтобы полностью нормализовать ситуацию. В том числе это касается разблокирования транспортных и экономических коммуникаций между Арменией, Азербайджаном и в целом на Южном Кавказе.
Мы не против того, чтобы другие международные игроки пробовали свои силы в посредничестве. Главное, чтобы оно преследовало цель обеспечения договоренностей, которые будут отражать баланс интересов армянского и азербайджанского народов и государств.
В том, что сейчас делают США и Европейский союз усматриваем желание не помочь договориться, а проникнуть в регион, потеснить законные интересы Российской Федерации и утвердить себя в качестве неких сил, которые будут здесь играть чуть ли не решающую роль. Это отражает процесс (о котором я говорил, отвечая на предыдущий вопрос) стремления Запада к экспансии на регионы, находящиеся далеко от границ членов НАТО, ЕС. Это имеет мало общего с искренним желанием помочь стабилизировать обстановку. Наши партнеры в Ереване и в Баку, надеюсь, понимают это. По крайней мере, мы с ними откровенно обсуждаем происходящее.
Достижение договоренностей возможно исключительно в рамках полного выполнения трехсторонних соглашений (
1,
2,
3,
4), подписанных Президентами России, Азербайджана и Премьер-министром Армении.
Вопрос: Й.Столтенберг на совещании НАТО заявил, что Североатлантический альянс выступает против «заморозки» конфликта на Украине и мирного российского плана. На предстоящем саммите будут говорить о предоставлении Киеву еще больше вооружений. Значит ли это, что конфликт затягивается искусственно? Какими будут наши дальнейшие действия? Учитывая, что в кулуарах говорят чуть ли не о возможных поставках ядерного оружия.
С.В.Лавров: Если НАТО устами Й.Столтенберга в очередной раз заявляет о том, что они против «заморозки» конфликта на Украине, значит, хотят воевать. Пусть воюют. Мы к этому готовы. Уже давно поняли цели Североатлантического альянса в ситуации вокруг Украины. Они формировались долгие годы после госпереворота. Сейчас НАТО пытается их реализовать.
Постепенно (по крайней мере у некоторых политиков, политологов, экспертов на Западе) наблюдается «протрезвление», понимание истинных причин происходящего и того, что на самом деле происходит «на земле».
Это их выбор. Если они при этом заявляют, что не ведут войну против России, то на самом деле делают ровно это, признавая, что без накачивания украинского режима оружием, без предоставления разведывательных данных, информации со спутников, целеполагания украинская ситуация давно бы завершилась. Это фактически признание в том, что они являются прямым участником объявленной против России гибридной и «горячей» войны.
Вопрос: О чем может говорить визит Э.Блинкена в Китай и перемена риторики США по отношению к КНР?
С.В.Лавров: Этот вопрос касается двусторонних отношений США и КНР. Китайские друзья неоднократно высказывали свои оценки, в том числе подтвердили и в рамках визита Государственного секретаря Э.Блинкена.
Относимся к этому как к существующей реальности, отражающей курс Вашингтона на китайском направлении, с одной стороны. С другой – принципиальную позицию Китая, выступающего за то, чтобы не было попыток подорвать законные интересы КНР, в том числе в непосредственно прилегающем к Китаю регионе.
Вопрос: Российская Федерация помогает ЛНР и ДНР, демонстрирует свою уверенную силу и знание законодательства. Всех жителей России волнует вопрос, когда завершится специальная военная операция?
С.В.Лавров: Не могу согласиться, что Российская Федерация помогает Донецкой и Луганской народным республикам. Они являются частью нашего государства, равно как и Запорожская и Херсонская области. В качестве неотъемлемой территории России, чьи жители в ходе референдумов высказались за пребывание в составе нашей страны (это отражено в
Конституции России), они пользуются всеми правами субъектов нашего государства. Планы по восстановлению их экономики, инфраструктуры ежедневно, буквально в режиме реального времени обсуждаются Президентом России В.В.Путиным, Премьер-министром М.В.Мишустиным, на заседаниях Правительства. Эти планы будут реализованы.
Что касается перспектив
специальной военной операции, то поставленные цели будут выполнены. Могу привлечь Ваше внимание к тому, как подробно об этом говорил Президент России В.В.Путин на
встрече с военными корреспондентами и на
Пленарной сессии ПМЭФ.