Россия
Источник:
www.mid.ru Вопрос: В будущем году, как известно, России предстоит принять у себя второй
саммит Россия – Африка. Чем он будет отличаться от первой встречи в 2019 г.? Какие задачи стоят перед Россией на этом саммите?
Ответ: Продолжаем активную подготовку ко второму саммиту Россия – Африка, который должен состояться летом 2023 г. Создан соответствующий организационный комитет, который возглавил помощник Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаков.
На фоне кампании Запада по политической и экономической изоляции России ведется работа на всех уровнях по созданию новых инструментов и механизмов сотрудничества с африканскими государствами. В повестку саммита планируем включить обсуждение вопросов, связанных с построением новой архитектуры мироустройства в условиях укрепления многополярности, в том числе в сфере международной безопасности. Считаем целесообразным также затронуть тематику продовольственной и энергетической безопасности, здравоохранения, гуманитарного сотрудничества, в первую очередь образования, науки, культуры.
Вопрос: Каким в ближайшей перспективе Вы видите сотрудничество России с Африканским континентом? Повлияла ли ситуация вокруг Украины на отношения с африканскими странами? В чем выражается давление Запада на наших партнеров в Африке в связи с их стремлением развивать сотрудничество с Россией?
Ответ: Россию и Африку всегда связывали крепкие узы дружественных и доверительных отношений, которые за минувшие десятилетия успешно прошли испытания на прочность. Наша страна заинтересована в продолжении многопланового партнерства с Африкой, включая расширение политического диалога, наращивание экономического и гуманитарного взаимодействия.
Действительно, с момента начала специальной военной операции Запад значительно усилил давление на страны континента, пытаясь повлиять на наши взаимоотношения с регионом. Чего только стоит американский законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке», предусматривающий наложение санкций на африканцев за любое сотрудничество с Россией. Однако африканские страны, которым уже порядком надоело такое давление со стороны бывших метрополий и откровенный диктат, с кем сотрудничать, а с кем нет, ясно выразили свою позицию к этому документу. Государства региона официально воздерживаются от присоединения к антироссийским санкциям и негативно относятся к попыткам Вашингтона и союзников по блоку
НАТО навязать им участие в них. Мы благодарны нашим африканским партнерам за сбалансированную позицию.
Вопрос: Как Москва относится к тому, что ряд стран Африки поддерживают антироссийские резолюции по
Украине в
Генассамблее ООН? Отражается ли это на нашем двустороннем сотрудничестве?
Ответ: С пониманием. На самом деле, если внимательнее посмотреть на цифры голосований по антироссийским проектам резолюций ГА ООН, картина складывается не такая уж и пессимистичная.
Среди воздержавшихся по первым трем документам (по агрессии против Украины, гуманитарным последствиям агрессии против Украины, территориальной целостности Украины) больше половины – это страны Африки. По недавней резолюции о репарациях Украине картина выглядит еще лучше: ее поддержали только 15 из 54 африканских государств, 27 – воздержались, 7 – не приняли участие, а 5 – даже проголосовали против.
Что касается тех, кто проголосовал «за», знаем, что западники прибегают к откровенному шантажу – такая вот своеобразная «демократия под дулом пистолета» получается: многие страны, не только африканцы, не выдержали жесткого нажима и, к сожалению, были вынуждены публично высказаться «за» инициативу, проталкиваемую Западом в ООН.
Ситуация в целом складывается понятная. И говорить, что голосование африканских государств в ООН каким-либо образом повлияет на наше дальнейшее взаимодействие с ними, нельзя. Мы готовы продолжать развивать наше сотрудничество во всех областях.
Вопрос: В условиях нарастания террористической угрозы на континенте намерена ли Россия оказывать содействие стабилизации обстановки в ряде стран Африки? Как Москва оценивает ситуацию в
Мали и
Буркина-Фасо?
Ответ: Крайне обеспокоены развитием ситуации в
сфере безопасности на Африканском континенте. B Сахаро-Сахельском регионе сложились наиболее благоприятные условия для восстановления потенциала ИГИЛ и «Аль-Каиды». Не спадает напряженность в треугольнике Липтако-Гурма – пограничных районах Мали, Буркина-Фасо и Нигера, где фиксируется высокая активность боевиков «ИГИЛ в Великой Сахаре» и «Группы поддержки ислама и мусульман».
Россия в своей деятельности на Африканском континенте всецело руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела суверенных государств, или известной формулой «африканским проблемам – африканское решение». В этом ключе продолжаем оказывать содействие нашим партнерам в сфере строительства миротворчества, обучения военных и правоохранительных кадров, передачи наших компетенций. Хотел бы напомнить, что Россия входит в десятку основных государств-плательщиков в бюджеты операций ООН по поддержанию мира, при этом 80% российского взноса приходится на миротворчество в Африке.
Вопрос: B каких сферах российско-африканское экономическое сотрудничество демонстрирует наилучшие показатели? Каковы перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере?
Ответ: Африка является одним из ключевых и быстрорастущих экспортных рынков для наших производителей. Хорошо понимаем значение российской продукции для социально-экономического развития государств региона, достижения показателей продовольственной обеспеченности и выполнения целей устойчивого развития.
Партнеры проявляют заинтересованность в приобретении широкой номенклатуры отечественных товаров, как, например, зерновых и удобрений, в том числе азотных. Наша страна является надежным поставщиком.
Относительно сферы энергетики абсолютно очевидно, что континент обладает необходимыми ресурсами не только для самообеспечения, но и для экспорта продукции. Собственные источники нефти и газа есть во многих странах Западной, Центральной и Восточной Африки, и, безусловно, нефтегазовая отрасль на континенте продолжит развиваться опережающими темпами. Задача, которая стоит перед нами, – содействие созданию надежной инфраструктуры для производства и транспортировки африканской энергетической продукции, развития внутренних рынков.
Вопрос: Недавно Правительство России одобрило соглашение о сотрудничестве Москвы и
Рабата в области использования атомной энергии в мирных целях. Какие проекты подразумевает такое сотрудничество? С какими странами континента Россия может развивать взаимодействие в области мирного атома?
Ответ: Прежде всего, хотелось бы отметить, что Российская Федерация открыта к развитию взаимодействия в данной сфере со всеми заинтересованными государствами. На наш взгляд, мирный атом хорошо встраивается в повестку энергоперехода, которую обсуждает Африканский континент.
Что же касается
Марокко, то упомянутое соглашение еще готовится к подписанию, место и время которого пока не определены. У Госкорпорации «Росатом» имеются и другие проекты в Африке в области использования атомной энергии в мирных целях: речь идет о поставках и строительстве объектов. Полагаю, что вопрос о перспективах реализации этих проектов будет лучше задать им.
Вопрос: Как продвигается взаимодействие с африканскими странами по вопросам продовольственной безопасности? Учитывая сложившуюся ситуацию в мире, экономический кризис, готова ли Россия поставлять свое продовольствие и удобрения нуждающимся странам Африки?
Ответ: Вопрос продовольственной безопасности является важнейшим в текущей африканской повестке. Часть государств континента критически зависят от импорта сельхозпродукции, и эти поставки имеют большое значение для сохранения здесь социальной стабильности.
Запад продолжает активную кампанию по обвинению России в сложившейся кризисной ситуации на мировом продовольственном рынке. Однако в Африке хорошо понимают истинные причины нынешних трудностей, вызванные последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции и недальновидной политикой развитых государств Запада в области финансов, энергетики, сельхозпроизводства.
Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда российская сельскохозяйственная продукция и удобрения, направляемые, в том числе в Африку, блокируются в европейских портах. Что касается «зерновой сделки» по вывозу пшеницы с Украины, до недавнего времени большая часть этих грузов направлялась именно в богатые европейские страны, а не в реально «нуждающиеся», как об этом заявили лидеры западного мира. По состоянию на 21 ноября в соответствии с данными Совместного координационного центра Черноморской зерновой инициативы из 483 кораблей, покинувших украинские порты, лишь 61 направились в Африку, а 324 или две трети – в Европу. Президент Российской Федерации В.В.Путин назвал это «очередным обманом международной общественности, партнеров Африки, других стран, которые нуждаются в продовольствии».
Как Вы знаете, 29 октября участие России в «зерновой сделке» было приостановлено. Данное решение было принято руководством нашей страны в связи с массированными атаками украинских вооруженных сил по инфраструктуре Черноморского флота России на военно-морской базе в Севастополе. Всего несколько дней назад инициатива была вновь продлена, и наше дальнейшее участие в ней будет зависеть от соблюдения всех необходимых гарантий. Рассчитываем, что впредь будут учитываться потребности наиболее нуждающихся стран мира.
Россия в свою очередь будет и далее добросовестно исполнять свои обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок продукции АПК, удобрений, энергоносителей и других остро необходимых Африке товаров.
Вопрос: Ранее Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров заявил, что Россия и Африка работают над последовательным снижением доли доллара и евро во взаимной торговле. Как продвигается эта работа?
Ответ: Да, действительно, наша задача сейчас – поиск новых путей сотрудничества, не зависящих от западных валют и санкционной политики. Безусловно, вводимые против России незаконные рестрикции оказывают негативный эффект на внешнеэкономические связи, что диктует необходимость срочной перенастройки инструментов взаимодействия.
Здесь в первую очередь речь идет о поиске решений, связанных с обеспечением бесперебойной логистики и налаживанием самостоятельных систем финансовых расчетов. Ведется работа над сохранением и укреплением российско-африканских взаимовыгодных партнерских торговых и инвестиционных отношений, всемерным содействием выходу российских и африканских экономоператоров на рынки наших стран. Мы обоюдно заинтересованы в развитии многопланового сотрудничества. Рассчитываем на совместный поиск решений и настроены на слаженную работу по выстраиванию обновленной архитектуры торгово-экономических отношений.
Вопрос: Какие страны Африки хотели бы присоединиться к БРИКС? Как скоро Алжир и Египет могут войти в это объединение?
Ответ: В рамках БРИКС действительно обсуждается возможность расширения состава участников объединения. На саммите «пятерки» 23-24 июня с.г. принято решение о запуске дискуссий в целях определения принципов, стандартов, критериев и процедур этого процесса.
Приветствуем интерес наших алжирских друзей подключиться к сотрудничеству в рамках объединения. Высоко оцениваем участие Президента Алжира А.Теббуна в прошедшем в рамках XIV саммита объединения 24 июня с.г. диалоге с развивающимися странами в формате «БРИКС плюс».
Египет также довольно давно взаимодействует с объединением. В декабре прошлого года было принято решение о его присоединении к Новому банку развития. Египетские представители неоднократно участвовали в сегментах «аутрич» и «БРИКС плюс» в рамках мероприятий «пятерки».
Помимо Каира и Алжира, в ходе предыдущего саммита БРИКС Африка была представлена лидерами Сенегала, Эфиопии, а на СМИД «пятерки» был также приглашен мининдел Нигерии Дж.Онеяма.
Последовательно выступаем за углубление взаимодействия БРИКС с Африканским континентом. Об этом, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин на расширенном заседании лидеров «пятерки» в формате «БРИКС плюс» 24 июня. Рассчитываем, что в период председательства наших южноафриканских друзей в объединении в 2023 г. это направление работы получит дополнительный импульс.