Россия
Источник:
www.mid.ruО политизации деятельности Бреттон-Вудских организацийВ июле с.г. исполняется 80 лет со дня проведения Валютно-финансовой конференции Объединенных наций. Она широко известна как Бреттон-Вудская конференция. Итоги мероприятия заложили основы международного регулирования финансовой сферы и определили ее послевоенное развитие.
В числе результатов Конференции – создание
Международного валютного фонда и
Международного банка реконструкции и развития. Согласно уставным документам, эта структура должна была способствовать стабилизации мировой финансовой сферы и сбалансированному росту торговли, а также устойчивости обменных курсов валют и равновесию платежных балансов. Банк же учреждался якобы для содействия восстановлению экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны.
Посмотрим на реальность. В действительности Бреттон-Вудская система обслуживала политические, экономические интересы Запада, в первую очередь США, обеспечивала господство доллара, ставшего базой валютных паритетов и курсов, преобладающим международным платежом и резервным средством. Все бы ничего, если бы Соединенные Штаты не превратили доллар в свое оружие не созидательного плана, а разрушительного.
К деятельности Бреттон-Вудских институтов всегда были претензии. Фонд и Банк выставляли заемщикам, как правило, неприемлемые, в том числе политизированные условия. «Помощь» этих организаций во все времена была далеко не бескорыстной, не беспристрастной и очевидно политизированной.
То, что творится в последнее время, можно охарактеризовать только так, что Бреттон-Вудская система превратилась исключительно в проводника политических и экономических интересов ключевых западных акционеров, которые стремятся с ее помощью закрепить неоколониальные практики и сохранить свою гегемонию в мировых делах и на глобальных рынках. Помимо всего Бреттон-Вудские институты буквально используются «коллективным Западом», в том числе в качестве инструментов и орудия борьбы с Россией.
Регулярно фиксируем решения Фонда и Банка о блокировке или отказе от выделения средств нуждающимся в поддержке «по техническим причинам» (из-за непогашенной задолженности или просрочки) либо под прямо сформулированными политическими предлогами («нестабильная политическая ситуация», «отсутствие легитимной власти» и т.п.). Интересно, по мнению Бреттон-Вудских институтов, ситуация в США с политической точки зрения является стабильной? Как Бреттон-Вудские институты оценивают легитимность власти на Украине? С подобными «заходами» уже столкнулись Белоруссия, Венесуэла, Иран и Сирия. Они не получили даже экстренного финансирования в период пандемии коронавируса (хотя просили об этом и делали это, доказывая свои позиции фактами, цифрами и реальным положением дел). В случае с Дамаском сирийцам было отказано даже после разрушительного землетрясения в 2023 г. С октября 2022 г., наперекор уставным документам МВФ, Вашингтон блокирует предоставление России и Белоруссии долларов США в обмен на Специальные права заимствования Фонда. Есть же уставные документы этих структур, которым должны соответствовать их действия. Но нет. Политизированные подходы западных участников, в том числе попытки включения антироссийских формулировок в официальные документы, выводят Бреттон-Вудские структуры далеко за рамки финансово-экономических мандатов и парализуют их работу.
Ключевые акционеры все агрессивнее «продавливают» через Фонд и Банк свою повестку в области фискальной, энергетической и климатической политики. Пользуясь положением «доноров», навязывают чуждые государствам Мирового большинства приоритеты. Дискуссии о причинах современных кризисных явлений, спровоцированных безответственной финансово-экономической политикой Запада, старательно уводятся в политизированную плоскость с целью исказить реалии, возложить на Россию ответственность за все происходящее: глобальные экономические потрясения, финансовые кризисы и пр.
Более того, с 2022 г. основной поток ресурсов МВФ и Всемирного банка по указке западных акционеров перенаправлен на поддержку киевского режима, в то время как действительно нуждающиеся государства Глобального Юга не могут получить необходимую финансовую помощь.
Фонд и Банк лишь наблюдают за подобными неоколониальными бесчинствами. Их руководство фактически подстраивает свою деятельность под американскую внутриполитическую конъюнктуру.
Разумеется, в этих условиях нет и не может быть альтернативы полноценной реформе международной финансовой архитектуры и ее ключевых институтов. Повестка МВФ и Банка должна в полной мере соответствовать их финансово-экономическому профилю и интересам глобального развития. Органы управления Бреттон-Вудских организаций необходимо привести в соответствие с реальным соотношением сил и интересов в мировой экономике.
Недопустимо, когда «семерка», на которую в 2023 г. пришлось 30% мирового ВВП, пытается диктовать свои финансово-экономические правила Мировому большинству. Но даже если бы на их долю приходилось 50% или 70%, то по условиям провозглашенной ими же необходимо уважать волю меньшинства. А здесь получается все наоборот. Запад буквально попрал, изничтожил демократические принципы в международных делах. Для него они ничего не значат, как «пустой звук». Запад навязывает свою повестку, которая не отличается ни прогрессивностью, ни эффективностью, не дает конкретных результатов. В частности, только доля государств
БРИКС в глобальном ВВП уже достигла 36%. Есть и остальные государства Мирового большинства. Почему страны «семерки» так по-хамски ведут себя в рамках Бреттон-Вудских институтов?
Исходим из того, что международная валютно-финансовая система должна носить недискриминационный, равнодоступный и справедливый характер. Эти слова должны вернуться в ее лексикон. В первую очередь необходимо полностью выполнить договоренности лидеров «Группы двадцати» 2010 г. о перераспределении голосов в МВФ в пользу развивающихся стран. Важно утвердить новый порядок расчета квот в Фонде, как бы этому ни препятствовали США. Понятно, почему они это делают: стремятся сохранить «контрольный пакет» в Бреттон-Вудских структурах.
Особое внимание нужно также уделить повышению возможностей международных финансовых институтов в области содействия развитию. При этом расширение кредитно-финансовой деятельности должно соответствовать их основной миссии, обеспечивать долгосрочную стабильность и устойчивость. Столько лет Бреттон-Вудские институты рассказывали о преимуществах доллара, а потом именно доллар стал причиной нестабильности мировой финансовой архитектуры, в том числе основанной на долларовой политике экономика США. Ключевые направления расходования средств должны регулироваться всеми акционерами этих институтов. Это должно быть определяющим правилом.
Считаем необходимой консолидацию усилий Мирового большинства в контексте реформирования финансовой архитектуры и становления многополярного мира, основанного не на диктуемых западниками неких никому не известных «правилах» (которые постоянно меняются), а на международном праве и принципах транспарентности, недискриминации и учета интересов друг друга. Продвигаем их совместно с нашими партнерами в
БРИКС,
ШОС,
ЕАЭС и других форматах. Рассчитываем, что и Бреттон-Вудские структуры в год своего юбилея также вспомнят о них и поставят во главу своей деятельности, учитывая, что все это прописано в уставных документах.
Вопрос: В преддверии запланированного на осень саммита БРИКС в Казани все чаще звучат слова о необходимости формирования единого информационного пространства для государств-членов объединения. В частности, по итогам прошедшего неделю назад в Санкт-Петербурге Парламентского форума БРИКС активно продвигаются мнения о важности повышения уровня реального взаимодействия средств массовой информации в формате «БРИКС плюс». Планирует ли МИД России поспособствовать интеграции этого вопроса в повестку осеннего саммита или инициировать соответствующие переговоры на высоком и высшем уровнях в Казани?Ответ: В условиях агрессивной «гибридной» войны и информационного нападения на Россию и другие страны как системного явления со стороны «коллективного Запада» растет актуальность вопросов развития медийного сотрудничества между странами Мирового большинства, в том числе по линии национальных СМИ. Такое взаимодействие на практике осуществляется как на двусторонней основе, так и в различных коллективных форматах, в частности
БРИКС,
ШОС, на других международных площадках.
Всем понятно, что противодействовать угрозам в этой сфере необходимо сообща. Соединение потенциалов дает большую эффективность. Соответствующая проблематика обсуждается на разных уровнях, в различных форматах, в том числе в ходе мероприятий, организованных в рамках
российского председательства в БРИКС, которое проходит под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Среди ключевых тем – формирование контуров общего информационного пространства БРИКС, которое обеспечивало бы аудитории наших стран доступ к объективной качественной информации, защиту от дезинформации и фейков. Надо отметить, что это – не искусственная попытка что-то чему-то противопоставить, а абсолютно объективный, обусловленный новыми реалиями процесс, отражающий глубокую трансформацию мировой политики и экономики.
Кстати говоря, тема общего информационного пространства БРИКС всесторонне обсуждалась участниками консультаций руководителей информационных подразделений внешнеполитических ведомств стран Объединения, состоявшихся в Москве
12 июля с.г. Партнеры по «десятке» крайне заинтересованы в тесной практической координации в формировании безопасного медиапространства БРИКС. Это, безусловно, будет способствовать созданию надежных коллективных механизмов по противодействию попыткам стран Запада дискредитировать деятельность БРИКС и его участников в глазах мировой общественности.