Россия
Источник:
kremlin.ruПод председательством Владимира Путина в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного совета, посвящённое перспективам развития промышленного потенциала регионов России.
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна, председатель Центрального банка:
...
- Теперь что касается проектного финансирования. Мы вместе с Минэкономразвития здесь работали, потому что банки практически не финансируют проектное финансирование, так как оно осуществляется через SPV. Банки по формальным признакам не могут это отличить от фирмы-однодневки, у неё нет ни истории, ни залогов и так далее.
И мы договорились, что отработаем в рамках фабрики ВЭБ эти критерии, будем снижать там требования рисков, со 150 процентов до 100 процентов, и некоторые другие послабления. И потом, когда отработаем эти критерии, распространим и на проекты, которые идут не только через ВЭБ. Это мы намерены сделать в ближайшее время.
Второе решение проектного финансирования мы уже приняли, а то, что касается дифференциации резервов, обсуждаем с банками. Конечно, они не очень счастливы, но мы тем не менее считаем важным это сделать.
И я бы хотела поднять вопрос, который касается других способов привлечения финансирования под новые проекты, инвестиционные проекты, под развитие производства, а не только банковские кредиты.
Вы давали поручение по облигациям, и принимался ряд мер по упрощению процедур выпуска облигаций. И надо отметить, что в 2017 году у нас действительно здесь видны некоторые позитивные элементы. У нас нефинансовые предприятия – предприятия реального сектора экономики – помимо кредитов привлекли дополнительно прирост 1400 миллиардов в виде облигаций, там рост 26 процентов.
Если рост по кредитам – 1,8, то по облигациям – 26 процентов, хотя их доля пока ещё не очень большая в общем объёме, около 15 процентов, но эта доля может расти, и многие крупные предприятия могут таким образом, конечно, привлекать, и средние. А для малого бизнеса с Александром Арнольдовичем отрабатываем систему секьюритизации кредитов малого бизнеса, чтобы тоже этот инструмент использовать.
То, где мы пока недорабатываем и где у нас есть резервы, это привлечение акционерного капитала. Всё‑таки часто инвестиционные проекты делаются не на заёмные деньги, а за счёт привлечения акционерного капитала. Здесь у нас доля акционерного капитала в привлечённых финансовых ресурсах всего 8,5 процента. Сравнить: Китай – 52 процента, Индия – 57, Бразилия – 26, ЮАР – 21. Я взяла только БРИКС.
Это значит, нам нужно, чтобы предприятия привлекали не только, ещё раз, долговые средства, но и долевые. Это требует, конечно, и бо́льшей прозрачности предприятий, корпоративного управления совершенно другого. Но это тот финансовый ресурс, который есть, и здесь негосударственные пенсионные фонды могут участвовать, но нам надо его задействовать для развития предприятий.
Есть там и налоговые вопросы, которые нам нужно будет вместе отработать, чтобы предприятиям было выгодно привлекать акционерный капитал, а не просто брать в долг. Потому что сейчас им чаще в долг выгоднее брать, потому что все процентные платежи списываются на себестоимость, а по долевому финансированию дивиденды и доходы платятся уже после налога на прибыль. Поэтому это надо отработать...