Китай
Источник:
russian.news.cnКитай демонстрирует переход к комплексной модели антимонопольного регулирования цифровых экосистем. Об этом в интервью корр. Синьхуа заявил директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов.
"Тот подход, который сейчас начинает демонстрировать китайский регулятор, -- это переход к более комплексной модели антимонопольного регулирования цифровых экосистем с учетом их сложности, множества внутренних связей и динамической природы их существования", -- сказал он.
В качестве примера такого комплексного подхода российский эксперт привел недавнее антимонопольное расследование Государственного управления по регулированию рынка Китая в отношении корпорации Alibaba Group и публикацию руководства по защите трудовых и социальных прав работников цифровых платформ. "Мы видим попытку сбалансировать работу цифровых экосистем с разных сторон. Причем китайский антимонопольный орган зачастую дает интернет-платформам возможность самостоятельно выправить ситуацию так, как они считают это нужным, лишь указывая на растущий дисбаланс в тех или иных вопросах и оставляя компаниям серьезное пространство для самостоятельной балансировки контролируемых ими экосистем", -- подчеркнул он.
А. Иванов сравнил такой подход с традиционной китайской медициной, в которой наибольшее внимание уделяется именно профилактике возникновения заболеваний. "Очень важно нарабатывать практику и учиться применять такую методологию регулирования, которая позволит антимонопольному органу реагировать тогда, когда в цифровых экосистемах разбалансировка только началась, а не реагировать на уже возникшие проблемы, которые часто бывает очень непросто устранить", -- добавил он.
Как отметил эксперт, сейчас во всем мире приходит понимание, что с положительными эффектами бурной цифровизации приходят и существенные проблемы и риски для развития экономики и общества. Поэтому регуляторы в разных странах начали активно реагировать на вскрывающиеся тут и там отдельные проблемы роста рыночной власти цифровых гигантов: эксплуатация труда работников таких платформ, манипуляция вниманием потребителей, различные практики эксплуатации малых компаний и ценового демпинга.
"Но эта активность чаще всего носит фрагментарный характер. Регуляторы спешат решать отдельные проблемы в работе цифровых экосистем, которые выходят на поверхность", -- сказал А. Иванов. Он добавил, что такой особый субъект современной глобальной экономики, как цифровые платформы и окружающие их экосистемы, требует более комплексного подхода со стороны регулирующих органов.
По мнению российского эксперта, опыт Китая может сыграть очень важную роль в формировании нового комплексного подхода к регулированию цифровых экосистем, а по сути стать новым стандартом антимонопольного регулирования цифровой экономики.
"Модель антимонопольного регулирования, построенная на принципах организации и управления живой природой с учетом логики работы сложных систем, представляет собой будущее антимонопольного регулирования. Причем это будущее может прийти как раз с Востока, чья традиция комплексного подхода к регулированию сложных взаимосвязанных систем может быть более чем уместна для этого нового течения", -- заключил А. Иванов.