Россия
Источник:
www.nakanune.ru
В Бразилии после процедуры импичмента и отставки Дилмы Руссефф к власти пришел ее заместитель Мишел Темер. Бывший президент еще в начале процесса говорила, что вся кампания – государственный переворот. Тем не менее, оппозиция, воспользовавшись полученным большинством, довела дело до конца.
Теперь, когда Мишел Темер возглавил страну, вместо демократии и процветания пришла почти военная диктатура. В столице начались митинги и акции протеста, которые переросли в столкновения с полицией. Недовольные граждане требуют отмены продвигаемых правительством реформ пенсионного и трудового законодательства, отставки Темера и проведения общенациональных досрочных выборов. Как оказалось, исполняющий обязанности президента сам замешан в коррупционных скандалах (в чем прежде обвинили Руссефф). Однако, к нему процедуру импичмента пока применять не собираются.
Ответом на протесты стало усиление правоохранителей, а после отдельные группировки начали занимать административные здания, так как полиция странным образом оцепила обычное место проведения подобных акций – у здания Национального конгресса.
Таким образом, началось противостояние с полицией, в котором последняя сторона применяла слезоточивый газ, светошумовые гранаты и резиновые пули (подтверждены и факты применения обычного табельного оружия). А чтобы окончательно подавить любое недовольство, временно исполняющий обязанности президента Мишел Темер ввел в столицу силы армии. По последним данным, пострадали около 50 человек.
О том, что происходит в Бразилии и по кому бьют через нее, Накануне.RU рассказал политический деятель, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин.
Вопрос: Как Вы оцениваете последние события в Бразилии?
Вячеслав Тетекин: Во-первых, отстранение от власти законно избранного президента Дилмы Руссефф надо оценивать как государственный переворот. И никаких серьезных доказательств тех обвинений в коррупции, которую ей "клеят", приведено не было. Просто проамериканская, прозападная оппозиция в тот момент воспользовалась тем, что получила большинство в парламенте, и в этой связи, невзирая на отсутствие каких-либо реальных доказательств вины, провела эту операцию по отстранению Руссефф от власти.
Но когда к власти пришел ставленник Запада, ставленник прозападных сил, это большинство повело себя по-другому. Есть достаточно убедительные доказательства участия этого джентльмена в коррупции, но вместо того, чтобы пойти по пути тех же самых парламентских и конституционных процедур, которые привели к отстранению Дилмы Руссефф, эти люди пошли по пути "закручивания гаек".
Вопрос: Какие доказательства его вины? Это одна из причин того, что граждане вышли на улицы?
Вячеслав Тетекин: Широко известна публикация записи телефонного разговора, которая подтверждает факт коррупции. Поэтому уже все в Бразилии знают, что "преемник" оказался запятнан, изначально замешан в коррупции. И исполняющий обязанности президента в ответ на недовольство вынужден был вводить войска.
Вопрос: О чем говорит этот ввод войск? Ситуация критическая для Темера?
Вячеслав Тетекин: Во-первых, это подтверждает тот факт, что империализм не стесняется в выборе средств: если надо, они идут на антиконституционное отстранение от власти законного президента. Когда им надо, они подавляют законное возмущение граждан коррупцией на самом верху с помощью силы. Это показывает – как принято было в советские времена говорить, и ситуация несильно изменилась с тех времен – звериное лицо империализма. По-другому это назвать нельзя.
Конечно, можно не сомневаться, что Мишел Темер имеет поддержку США, это их человек, и, конечно, вся западная пресса плотно закроет глаза, какие бы там ни совершались зверства, правонарушения.
Это показывает, что те декларации о демократических процедурах, о примате права над политическими интересами для Запада – на самом деле пустой звук. На Западе руководствуются только своими национальными интересами. В данном случае страны Запада будут, безусловно, поддерживать нынешнего главу бразильского государства, невзирая на доказательства его причастности к коррупции.
Вопрос: Даже соратники Темера называют ввод войск мерой "граничащей с глупостью", а также наивной попыткой удержаться за счет армии на месте. То есть ему все равно прочат отставку даже однопартийцы?
Вячеслав Тетекин: Дело к этому идет, судя по всему. Потому что парламентское большинство, которое свергло Дилму Руссефф, оказалось в глупейшем положении. Если они сказали "а", обвинив бездоказательно в коррупции Руссефф, они обязаны сказать "б" в отношении Темера. Ведь они против законно избранного президента раскручивали очень мощную пропагандистскую кампанию, прежде чем ее свергать. Но в данном случае народ выступает против коррупции, и если вы убрали "коррумпированного" предыдущего президента, вы обязаны убрать коррумпированного следующего президента.
Поэтому остановить волну народного негодования с требованием об отставке вряд ли удастся. И применение вооруженной силы вряд ли спасет этого джентльмена. Тем более, экономическая ситуация в Бразилии после прихода к власти ставленников Запада лучше не стала. Народ сегодня заявляет о том, что стало хуже. И это ключевой фактор.
Если бы этот джентльмен пришел к власти и быстро обеспечил подъем экономики, улучшение жизненного уровня населения – возможно, народ и не обратил особого внимания на факты его личной коррупции. Но поскольку новые власти не справляются с управлением в экономике, они работают не в интересах народа, то не приходится ожидать, что общество смирится с этим коррупционером, даже если против народа выставят вооруженные силы.
В Бразилии уже господствовала военная диктатура, она продержалась 5-7 лет, и, тем не менее, все равно к власти в Бразилии пришли "левые" силы, и они достаточно долго управляли страной. Я уверен, что и дальше будут управлять.
Вопрос: Протестанты также требуют досрочных выборов – это как сигнал к тому, что Темера вообще-то никто не выбирал? К тому же ранее высказывались мнения, что окружение, по сути, предало Руссефф...
Вячеслав Тетекин: У Темера изначально не было легитимности, он ведь временная фигура, народ его не избирал – народ избирал Дилму Руссефф. Ее отодвинули от власти – еще раз подчеркиваю – незаконно, поэтому у народа нет твердого убеждения, что этот Темер на законной основе занимает пост, хотя так предписано правилами. Люди просто не хотят его терпеть столько, сколько он должен находиться у власти.Так что у него положение гораздо более шаткое, нежели было у Руссефф – она все-таки была законно избранным президентом.
Вопрос: Как Вы считаете, может быть, эту процедуру импичмента Руссефф и проводили для того, чтобы привести неумелого Темера к власти и остановить "полевение" Латинской Америки?
Вячеслав Тетекин: Когда развернулось "левое" наступление на Латинскую Америку, когда она сильно "покраснела", когда к власти в ключевых странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Эквадор, Венесуэла) пришли "левые" правительства, американцы взялись звериной хваткой за них. И если этот бультерьер цепляется, то он свою жертву не выпускает до тех пор, пока не задушит.
Верхушка США традиционно ведет дела в стиле бультерьера – если они во что-то вцепились, то зубы уже не разжимают. И все эти годы американцы тщательно готовились к тому, чтобы повернуть волну истории в обратную сторону. Отстранение от власти Дилмы Руссефф – это один из многочисленных эпизодов борьбы.
Обратите внимание и на эту странную эпидемию раковых заболеваний у "левых" лидеров Латинской Америки. Сначала Киршнер в Аргентине, потом обнаружилось, что у его супруги, которая стала президентом, тоже был рак. Потом Фидель Кастро вдруг заболел, потом Уго Чавес. Обнаружился рак и у других лидеров. И, на мой взгляд, не исключено, что Запад применял бактериологическое оружие против них.
А отстранение от власти Дилмы Руссефф – это один из элементов кампании по развороту в обратную сторону волны "левых" настроений в Латинской Америке. Посмотрите, что происходит в Венесуэле. Совершенно ясно, что там внешние силы не остаются в стороне и тоже разжигают ситуацию.
Вопрос: А как сейчас складываются отношения Бразилии во главе с Темером и стран БРИКС? Можно ли сказать, что через Бразилию таким образом удар наносится и по блоку?
Вячеслав Тетекин: Пока участие в БРИКС все-таки для Бразилии престижно и выгодно с экономической точки зрения. Потому что это дает альтернативу полной гегемонии США и Евросоюза на ее рынках. Это в национальных и, прежде всего, экономических интересах Бразилии по развитию альтернативных экономических связей. Я убежден, что и крупный бизнес в этом заинтересован.
Но надо иметь в виду, что действительно идет атака и на БРИКС. После свержения правительства Дилмы Руссефф сейчас под ударом находится правительство Джейкоба Зумы в ЮАР. Я не могу сказать, что там не совершали ошибок в управлении, которые могли вызвать некоторое напряжение в обществе, но совершенно понятно, что накопившаяся социально-политическая напряженность в ЮАР отчасти в своей природе имеет вмешательство внешних сил.
Я недавно был в Южной Африке – рука наших "заклятых друзей" Запада серьезно прослеживается в попытках дестабилизации. Так что действительно атака идет шире – это не просто атака на Латинскую Америку. Удар, конечно, наносится по БРИКС, прежде всего, потому что Запад во главе с США взволнован появлением мощного экономического, политического, в конечном счете, вполне возможно, военного блока, который составляет реальную альтернативу гегемонии США и их союзников.
Вопрос: Другим странам БРИКС тоже стоит опасаться?
Вячеслав Тетекин: Все уже под прицелом. Конечно, к Китаю сейчас подступиться крайне сложно, он набрал очень мощные обороты, на всех скоростях несется вперед. Индия тоже набрала очень неплохие темпы развития, она тоже не по зубам. Но Индия более осторожна, она сама по себе не представляет угрозы для США.
А вот Россия с ее мощным ракетно-ядерным потенциалом всегда была, есть и будет стратегическим противником Запада. Поэтому вполне можно ожидать попытки дестабилизации обстановки в России.
Собственно, этим нынешние экономические власти России и занимаются. Если кого-то и винить, что идет попытка дестабилизации положения в России, то надо понимать, что именно социально-экономическая политика, которую проводит нынешнее правительство, прозападное правительство, является самым мощным фактором дестабилизации.
Во всяком случае, непотопляемость господина Чубайса, который, на мой взгляд, является полномочным представителем Запада в нашей стране, как раз подчеркивает, что все происходящее не является ошибкой, заблуждением, а частью долгосрочной стратегии по дестабилизации нашей страны. И все-таки наша страна проходила через неизмеримо более сложные ситуации, она с ними уверенно справлялась. И в данном случае опыт 1991 г. нас очень многому научил, и больше прозападного переворота в России не будет.