Россия
Источник:
www.mid.ruУважаемые дамы и господа,
Ваши Превосходительства,
Прежде всего, позвольте поблагодарить всех присутствующих за согласие принять участие в научно-практическом «круглом столе». В сегодняшнем мире иметь независимую точку зрения, стремление объективно разобраться в непростых вопросах и постараться понять собеседника уже само по себе является смелым шагом!
Делегация Российской Федерации в Вене по вопросам военной безопасности и контролю над вооружениями убеждается в этом каждый раз в ходе заседаний Форума
ОБСЕ.
Сразу оговорюсь, что мы ни в коей мере не планировали превратить мероприятие в пропагандистское «клише» с заранее очерченным сюжетом и выводами. Наоборот, для открытых и продуктивных дискуссий постарались привлечь к мероприятию максимально возможную экспертную аудиторию: дипломатов-практиков, общественных деятелей, представителей научных и просветительских кругов. Со своей стороны сделаем все возможное, чтобы сегодня был услышан каждый голос.
Тема дискуссии «Формирование многополярного мироустройства: региональные и глобальные вызовы» выбрана нами неслучайно. Она назревала давно, а сейчас, как нам кажется, вырвалась «наружу». Мир стремительно меняется. Как прежде он уже не будет ни в глобальной политике, ни в экономике, ни в технологической конкуренции. Всё больше государств стремятся к укреплению суверенитета, самодостаточности, национальной и культурной идентичности. На авансцену выходят страны Глобального Юга, Востока, растет роль Африки и Латинской Америки. Заметно ускорились и темпы трансформации в Евразии, где активно реализуется целый ряд масштабных интеграционных проектов. Таким ярким примером, безусловно, является
БРИКС, выступающий локомотивом построения справедливого, демократического миропорядка, который основывался бы на принципах подлинного равноправия, свободного от диктата и силового давления. Как Вы знаете, 1 января Россия приняла эстафету председательства в Объединении. После присоединения новых членов (
Египта,
Ирана,
ОАЭ,
Саудовской Аравии и
Эфиопии) «десяткой» принято решение пока взять паузу с новыми членами, чтобы «переварить» вновь прибывших, которые увеличили состав этого объединения вдвое. Согласитесь, этот факт убедительно свидетельствует о растущем авторитете БРИКС и его роли в мировых делах.
Именно на основе новой политической, экономической реальности сегодня формируются контуры многополярного и многостороннего мироустройства, и это объективный процесс. Невозможно, например, выработать комплексный механизм долгосрочного Ближневосточного урегулирования без учета интересов всех государств региона и без устранения несправедливости к палестинскому народу.
Напомню, что в конце XX в. после окончания острой военно-идеологической конфронтации у мирового сообщества был уникальный шанс построить надежный, справедливый порядок в области безопасности. Однако Западные державы во главе с
США сочли, что они победили в «холодной войне» и вправе самостоятельно определять, как следует обустроить мир. Практическим выражением такого мировоззрения стал проект неограниченного в пространстве и во времени расширения Североатлантического альянса.
Россия неизменно и в 90-е годы, и позднее указывала на ошибочность курса, избранного элитами Запада, не просто критиковала и предупреждала, а предлагала варианты, конструктивные решения, подчеркивала важность выработки устраивавшего всех механизма европейской и мировой безопасности. Взять хотя бы для примера идею договора о европейской безопасности, которую Россия предложила еще в 2008 году. Эти же вопросы были зафиксированы в наших предложениях о гарантиях безопасности, переданных США и
НАТО в декабре 2021 года.
Но все наши многократные попытки вразумить собеседников не находили вообще никакого ответа. Западные страны, будучи уверенными не столько в собственной правоте, сколько в своей силе, способности навязать остальному миру все, что угодно, просто игнорировали другие мнения.
Между тем, достаточно быстро стало понятно, что западная схема, провозглашенная единственно правильной для обеспечения безопасности и процветания в Европе и мире, на самом деле не работает. Последующие трагические события в бывшей Югославии,
Ираке,
Сирии,
Ливии,
Афганистане позволили в этом убедиться. Действия США и их союзников не принесли ничего, кроме усугубления имеющихся проблем, поломанных судеб миллионов людей, разрушений целых государств.
Два года назад на саммите НАТО в Мадриде объявили о том, что альянс будет заниматься теперь вопросами безопасности – не только в Евроатлантике, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Очевидно, что за этим стоит попытка усилить давление на те страны региона, развитие которых они решили сдерживать. Как известно, на одном из первых мест в этом списке находится наша страна – Россия.
Напомню также, что именно Вашингтон подорвал стратегическую стабильность, заявив об одностороннем выходе из договоров о противоракетной обороне, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по открытому небу, а совместно со своими натовскими сателлитами разрушил создававшуюся десятилетиями систему мер доверия и контроля над вооружениями на европейском пространстве.
В конечном счёте эгоизм и высокомерие западных государств привели к нынешнему крайне опасному состоянию дел. Мы подошли недопустимо близко к точке невозврата. Призывы нанести «стратегическое поражение» России, обладающей крупнейшими арсеналами ядерного оружия, демонстрируют запредельный авантюризм западных политиков. Они либо не понимают масштабы угрозы, которую сами порождают, либо попросту одержимы верой в собственную безнаказанность и в собственную исключительность. И то, и другое может обернуться трагедией.
И здесь мы не можем и не хотим обойти вопрос о происходящем вокруг
Украины. Для этого мы пригласили не только профильных экспертов, но и наших соотечественников, побывавших в плену укронацистов.
Подчеркну: кризис, связанный с Украиной, – это не конфликт двух государств, тем более двух народов, вызванный какими-то проблемами между ними. Если бы дело обстояло именно так, то нет сомнений, что русские и украинцы, которых объединяет общая история и культура, духовные ценности, миллионы родственных, семейных, человеческих связей, нашли бы способ справедливо урегулировать любые вопросы и разногласия.
Но дело обстоит по-другому: корни конфликта не в двусторонних отношениях. События вокруг Украины – прямой результат мирового и европейского развития конца XX – начала XXI вв., той агрессивной, бесцеремонной и абсолютно авантюрной политики, которую Запад начал проводить задолго до того, как началась специальная военная операция.
Реализуя «украинский проект» США, их союзники и марионетки фактически пустили под откос не только основы архитектуры европейской безопасности, заложенные в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, но и поставили весь мир перед угрозой глобальной войны.
Предваряя выступления наших гостей по экономическим аспектам, хотел бы отметить, что «коллективный Запад» своими действиями дискредитировал и ослабил ключевые рыночные институты. Используя
МВФ и
Всемирный банк, передергивая климатическую повестку, он сдерживает развитие глобального Юга. Проигрывая в конкуренции, даже по тем правилам, которые Запад сам написал под себя, пускает в ход запретительные барьеры, все виды протекционизма. Так, например, в США фактически отказались от Всемирной торговой организации как регулятора международной торговли.
Растет недоверие к финансовой системе, основанной на западных резервных валютах. Наметился отток средств из ценных бумаг и долговых обязательств западных государств, а также некоторых европейских банков, которые еще недавно считались абсолютно надежным местом для хранения капиталов. Вывозится золото. Всё это происходит на фоне заморозки некоторыми странами Запада части российских активов и валютных резервов. Подчеркну: украв российские активы, они сделают еще один шаг к разрушению той системы, которую сами создавали и которая многие десятилетия обеспечивала их процветание, позволяла потреблять больше, чем они зарабатывают. Всем странам и компаниям, суверенным фондам становится очевидно, что их активы и резервы далеко не в безопасности, как в юридическом, так и в экономическом смысле слова. Нужна ли нам такая финансово-экономическая модель, основанная на воле суверена? Очевидно, нет.
И наконец, передавая слово нашим экспертам, хочу еще раз отметить, что сегодня системы евро-атлантической безопасности не существует. Ее нужно фактически создавать заново. Всё это требует от России совместно с партнёрами, со всеми заинтересованными странами, а таких немало, проработать свои варианты обеспечения глобальной и региональной безопасности. Отмечу в связи с этим, что международная дискуссия о параметрах взаимодействия государств в многополярном мире, о демократизации всей системы международных отношений, конечно, уже идет. Так, с партнёрами по
Содружеству Независимых Государств мы согласовали и приняли совместный документ о международных отношениях в многополярном мире. Пригласили партнеров к разговору по этой тематике и на других международных площадках, в первую очередь, в
ШОС и БРИКС. Заинтересованы в том, чтобы этот диалог получил серьезное развитие и в стенах
ООН, в том числе по такой базовой, жизненно важной для всех теме, как создание системы неделимой безопасности.
Убежден, что сегодняшние дискуссии помогут нам лучше проанализировать существо перечисленных проблем и предложить возможные пути их решения для широкого международного обсуждения.
Спасибо.