Россия
Источник:
www.mid.ruУважаемый Р.О.Мередов,
Коллеги, друзья,
Находясь в гостеприимном Ашхабаде, рад выступить перед действующими и будущими коллегами-дипломатами, преподавателями, студентами-международниками. Каждый раз, приезжая в Туркменистан, чувствую, что нахожусь среди настоящих друзей. Наши отношения вышли на уровень углубленного стратегического партнерства.
Прежде чем перейти к выступлению, хотел бы высказать особую признательность руководству Туркменистана, Национальному Лидеру туркменского народа, Председателю Халк Маслахаты Туркменистана Г.М.Бердымухамедову, Президенту Туркменистана С.Г.Бердымухамедову за приоритетное внимание, уделяемое ими сотрудничеству с Российской Федерацией. Эта позиция была сегодня подтверждена в ходе беседы с Президентом Туркменистана. Мы рассмотрели те задачи, которые были поставлены руководством двух стран и над реализацией которых работают наши правительства и, безусловно, внешнеполитические ведомства.
Российско-туркменистанское взаимодействие может служить хорошим примером того, как следует выстраивать межгосударственные отношения в многополярном мире, где продолжается перераспределение глобального баланса за счет укрепления центров силы за пределами исторического Запада.
В числе этих центров – Китай, Индия, другие члены
БРИКС,
Шанхайская организация сотрудничества. Турция, другие стремящиеся к самостоятельности страны Евразии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока. Все громче и весомее заявляет о себе Африканский континент, повышается роль государств и интеграционных объединений в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна.
Представляя различные цивилизации, культуры и религии, государства Глобального Юга и Востока добиваются впечатляющих успехов в различных областях, опираясь на национальные традиции и международное сотрудничество. Они не только деятельно участвуют в преодолении вызовов в своих регионах в русле концепции «региональным проблемам –региональные решения», но и активно подключаются к решению ключевых проблем современности. Упрочение многополярных начал в международных делах оказывает непосредственное влияние и на многостороннюю дипломатию.
Особо отмечу позитивную роль таких объединений, как
Шанхайская организация сотрудничества и
БРИКС, которые утвердились в качестве важнейших составных частей полицентричной архитектуры. Встает на ноги созданная на нью-йоркской площадке
Группа друзей в защиту Устава ООН. Хочу отметить, что серьезный позитивный потенциал имеется и у «Группы двадцати», куда входят государства БРИКС вместе со своими единомышленниками и члены западной «семёрки».
На евразийском пространстве помимо
ШОС действуют такие многосторонние объединения, как
СНГ,
ЕАЭС,
ОДКБ,
СВМДА, АСЕАН, ССАГПЗ, и, не в последнюю очередь, центральноазиатская «пятерка», механизм «3+3» по Южному Кавказу и формат пяти прикаспийских государств.
Их дальнейшее укрепление служит интересам развития мира и стабильности, а сопряжение их потенциалов в русле философии интеграции содействует формированию
Большого Евразийского партнерства – единого интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений континента.
Для обеспечения устойчивого прогресса у Евразии и всего мирового сообщества имеется прочная международно-правовая база, прежде всего
Устав ООН. Этот документ оптимально подходит для полицентричного мира.
Закрепленный в этом кодексе международного поведения принцип суверенного равенства государств подразумевает равноправие всех без исключения стран вне зависимости от размера территории, численности населения, военной, экономической мощи, политического устройства.
Безусловное соблюдение этого кодекса позволит всем государствам, в том числе средним и малым, чувствовать себя в безопасности.
Считаем крайне важным, чтобы положения
Устава ООН выполнялись во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи. Некоторые страны позволяют себе трактовать этот базовый ооновский документ выборочно, выдергивают из него нужные им на данный момент пассажи. Например, когда это отвечает их геополитическим замыслам, делают акцент на уважении исключительно территориальной целостности государств, забывая о таком принципе, как право наций на самоопределение. А в других случаях, наоборот, требуют признать самоопределение территорий, которые они хотят отторгнуть от суверенных государств.
Сошлюсь в очередной раз на принятую консенсусом Декларацию ООН 1970 г. «
О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН».
В ней ясно сказано, что принцип уважения территориальной целостности применим только к государствам, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и имеют правительство, представляющее без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, все население, проживающее на данной территории.
Россия призывает помнить об этом тех, кто применяет двойные стандарты в своей политике. Не менее важное значение имеет закрепленное в первой статье
Устава ООН требование уважать права человека и основные свободы для всех без различия расы, пола, языка и религии. Многие радетели прав человека откровенно игнорируют это требование, когда необходимо «выгородить» какой-нибудь человеконенавистнический, но послушный им режим.
Ещё одним принципом, призванным гарантировать мир и стабильность, является принцип равной и неделимой безопасности, исключающий укрепление безопасности одного государства или группы государств за счёт безопасности других. Он зафиксирован в целом ряде международных документов, принятых консенсусом на высшем уровне, в том числе в рамках ОБСЕ.
Одной из первопричин нынешнего кризиса европейской безопасности стало грубое нарушение этого принципа за счет агрессивного расширения НАТО на восток, развертывание натовской инфраструктуры по периметру российских границ, включая планы создания в Крыму и на Азовском море военных баз государств Североатлантического альянса с целью, которую они и не скрывали, превратить Украину в антироссийский форпост Вашингтона и Брюсселя.
Только исчерпав все мирные политические средства урегулирования украинского кризиса, мы были вынуждены принять военные и военно-технические меры по обеспечению безопасности нашего государства, защите наших граждан и соотечественников, чьи права последовательно истреблялись режимом, который пришел к власти в Киеве в результате антиконституционного государственного переворота в 2014 г. при поддержке Запада.
Тем не менее, мы и сегодня отдаем предпочтение методам дипломатии. Как не раз отмечал Президент России В.В.Путин, долгосрочное урегулирование украинского конфликта может быть достигнуто путем переговоров. Для этого необходимо сконцентрироваться на устранении первопричин этого кризиса, имея в виду военные угрозы, которые создавались втягиванием Украины в НАТО, а также подавлением языковых, культурных и религиозных прав русского и русскоязычного населения Украины.
Неспокойно сегодня и на Ближнем Востоке. Самую глубокую тревогу вызывает эскалация военной напряженности вокруг Ирана, чреватая дальнейшим подрывом региональной и глобальной безопасности.
Россия решительно осудила ракетно-бомбовые удары США по объектам ядерной программы Ирана, предпринятые вслед за неспровоцированным израильским нападением на Исламскую Республику. Речь идет о вызывающем пренебрежении международным правом,
Уставом ООН и резолюциями Совета Безопасности, о серьезнейших издержках для режима нераспространения оружия массового уничтожения.
Поэтому мы последовательно призываем прекратить агрессию, предпринять все необходимые шаги по возвращению ситуации вокруг Ирана в политико-дипломатическое русло.
Сейчас есть признаки того, что осознание этого непреложного факта постепенно приходит и к другим странам, включая непосредственных участников нынешней ситуации. Конкретные предложения России о том, как обеспечить надежную не только деэскалацию, но и надежное долгосрочное урегулирование, мы заранее передавали и США, и Израилю, и Ирану. По-прежнему готовы к практическому обсуждению этих предложений, как и к диалогу с нашими коллегами, вовлеченными в различные конфликты, по всем другим вопросам.
Несмотря на то, что ситуация в мире в целом и в Евразии остается сложной, исправить ее еще не поздно. В целях ее долгосрочного оздоровления политикам и дипломатам, мы считаем, следует действовать на опережение, попытаться «заглянуть за горизонт».
Хотел бы в этой связи привлечь ваше внимание к инициативе Президента России В.В.Путина по формированию в Евразии общей континентальной архитектуры равной и неделимой безопасности, максимально открытой для всех расположенных здесь государств, готовых к равноправному конструктивному взаимодействию.
Цель начинания в том, чтобы преодолеть существующие вызовы, стабилизировать военно-политическую обстановку на всем евразийском пространстве, включая, подчеркну это особо, и его западную европейскую часть.
Роль Туркменистана в новой архитектуре как нейтрального государства и члена центральноазиатской «пятерки» может быть весьма весомой. И мы видим заинтересованность наших туркменистанских друзей в том, чтобы использовать свои уникальные, без преувеличения, возможности для содействия поиску «развязок» различных конфликтов, которые на нашем общем пространстве сохраняются.
Туркменистан – единственная страна, чей полный нейтральный статус был трижды официально признан единогласно Генеральной Ассамблеей ООН. И это придает заинтересованности Туркменистана в предоставлении своих посреднических услуг дополнительный вес.
Вместе с белорусскими коллегами предлагаем разработать
Евразийскую хартию многообразия и многополярности в XXI веке, которая в перспективе могла бы быть принята на общеконтинентальном саммите. Видим Хартию как программный документ, в котором будут изложены рамочные параметры архитектуры безопасности в Евразии и шире – параметры взаимодействия государств в многополярном мире с опорой на принципы
Устава ООН во всей, подчеркну это особо, их полноте и взаимосвязанности.
Мы будем рады подключению Туркменистана и других заинтересованных государств к этой работе. Упрочение всестороннего партнерства, союзничества и сотрудничества с нашими центральноазиатскими друзьями на основе уважения суверенитета, равноправия и взаимного учета интересов – один из важнейших приоритетов российской дипломатии.
В отличие от ряда государств, которые рассматривают Центральную Азию как арену геополитического противостояния, Россия никому ничего не навязывает, не учит жизни других, никого не настраивает против кого бы ни было, не политизирует практическую кооперацию, тем более не вмешивается во внутренние дела и не инспирирует «цветные революции».
Отдельно хотел бы остановиться на тематике российско-туркменистанских двусторонних отношений, которые опираются на общую славную историю.
В мае с.г. мы вместе отметили 80-ю годовщину Великой Победы. Высоко ценим бережное отношение туркменистанских коллег к сохранению памяти о тех героических событиях. В годы Великой Отечественной войны наши отцы, деды, прадеды плечом к плечу сражались против нацизма, спасали мир от ужасов «коричневой чумы». Только в первые дни войны в Красную Армию вступили 3 тыс. туркменских добровольцев, а на фронтах Великой Отечественной сражались сотни тысяч воинов из Туркменской ССР. Из них более 78 тыс. награждены орденами и медали. В их числе – прадед Президента Туркменистана Бердымухамед Аннаев.
В России по достоинству оценили участие Президента Туркменистана С.Г.Бердымухамедова в Параде Победы в Москве 9 мая с.г. В память о боевом братстве по Красной площади прошел почетный расчет Вооруженных сил Туркменистана. В этот же день в Ашхабаде при поддержке туркменистанского руководства состоялось возложение цветов к Вечному Огню Мемориального комплекса «Народная память» и шествие «
Бессмертного полка» с портретами родственников участников войны. Возле здания
посольства России была открыта «Аллея памяти» в честь юбилея Победы.
Наша делегация сегодня тоже возложила цветы к величественному монументу «Народная память». Бережно храня славные страницы совместного прошлого, мы с уверенностью смотрим в будущее.
Сегодня Россия и Туркменистан развивают межгосударственный диалог на принципах добрососедства, уважения и взаимного учета интереса. Подписанная президентами наших стран в 2022 г. в Москве Декларация об углубленном стратегическом партнерстве – важнейшая точка опоры в деле наращивания тесных связей по самому широкому спектру направлений. Они включают торговлю, энергетику, транспорт, цифровые технологии, образование, культуру, информационную и биологическую безопасность.
Неотъемлемой частью наших отношений стала парламентская дипломатия. Законодатели двух стран находятся в постоянном контакте. Благодаря их активной позиции, создан «ашхабадский формат». В 2022 г. состоялся первый Межпарламентский форум России и стран Центральной Азии.
Сегодня обсуждали, как наши коллеги парламентарии готовят его второе заседание. Заинтересованы в том, чтобы поставить на регулярную основу конференции женщин-парламентариев Межпарламентского союза.
Особое место в нашем партнерстве занимает гуманитарное сотрудничество. Высоко ценим уважительное и заинтересованное отношение в Туркменистане к русскому языку, литературе, культуре. Большой популярностью пользуется Русский драматический театр в Ашхабаде. Успешно функционирует совместная
Российско-Туркменская школа им. А.С.Пушкина. Русский язык широко изучается в образовательных учреждениях вашей страны.
В России туркменский язык преподают в университетах и в специальной школе в Астраханской области, где компактно проживает туркменская диаспора. В ближайшей перспективе планируем реализовать масштабный проект создания Российско-Туркменского университета.
Сегодня мы с моим коллегой и другом, Заместителем председателя Кабинета министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р.О.Мередовым обсуждали ход подготовки межправительственного соглашения по этому вопросу. Большое внимание уделяем молодежным обменам. Предлагаем расширить продуктивное взаимодействие Института международных отношений МИД Туркменистана и
МГИМО МИД России, а также развивать связи между начинающими специалистами-международниками двух стран при содействии
Совета молодых дипломатов нашего внешнеполитического ведомства.
Работаем над дальнейшим раскрытием масштабного потенциала торгово-экономического сотрудничества. Россия остается одним из крупнейших партнеров Туркменистана. Только за первые три месяца этого года товарооборот вырос более, чем на 21%. Это не предел, учитывая потенциал экономик наших стран.
Хочу отметить, что в рамках Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству обсуждаются новые крупные совместные проекты. Полезным и продуктивным в этом смысле стало участие Заместителя Председателя Кабинета министров Туркменистана Н.Х.Атагулыева в XXVIII
Петербургском международном экономическом форуме. Н.Х.Атагулыев возглавит туркменскую часть Межправительственной комиссии. С нашей стороны сопредседателем станет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллин. Условились, что в ближайшее время они проведут встречу по подготовке полноценного очередного заседания Межправительственной комиссии.
Уникальное географическое положение наших стран создаёт хорошие возможности для развития транспортных коридоров. В этом контексте тесно взаимодействуем в рамках повышения эффективности восточного маршрута Международного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Россию и Иран через территорию Казахстана и Туркменистана и имеет стратегическое значение для развития транспортных маршрутов в этой части Евразии.
В России с большим уважением относятся к мудрому выбору Туркменистана в пользу постоянного нейтралитета. Хотел бы ещё раз поздравить наших друзей с предстоящим юбилеем – 30-летием этой знаменательной вехи туркменистанской государственности.
Концепция позитивного нейтралитета получила новое звучание и наполнение, благодаря личным усилиям и энергии Г.М.Бердымухамедова. Объединительные международные инициативы Туркменистана: диалог как гарантия мира; зона мира, доверия и сотрудничества в Центральной Азии; объявление нынешнего года Международным годом мира и доверия продолжают вносить значимый вклад в сохранение мира и стабильности в регионе и за его пределами.
Идея равноправного межгосударственного диалога на основе уважения прав и интересов всех его участников, которую продвигает Туркменистан, близка и созвучна российским подходам. Совпадение наших позиций по ключевым проблемам современности – это залог эффективной совместной работы в рамках ряда многосторонних форматов. В их числе «Россия – Центральная Азия». Он существует относительно недавно, но уже зарекомендовал себя в качестве востребованной площадки для обмена мнениями по широкому спектру вопросов сотрудничества и международной политики.
В 2022 г. впервые был проведен саммит «Россия – Центральная Азия». Он состоялся в Астане. До конца этого года намечена вторая встреча в верхах, на одобрение которой выносится План совместных действий стран Центральной Азии и России на ближайшую перспективу. Этот план станет «дорожной картой» сотрудничества по ключевым направлениям взаимодействия и поможет запустить отраслевые механизмы «на шестерых».
Придаём особое значение взаимодействию с Туркменистаном в рамках
Содружества Независимых Государств. Являясь ассоциированным членом СНГ, ваша страна вносит весомую лепту в его деятельность. С 2019 г. успешно реализуется Программа активизации партнёрства между внешнеполитическими ведомствами стран СНГ, принятая по инициативе Ашхабада.
В следующем году, который пройдёт под знаком 35-летия Содружества, Туркменистан будет председательствовать в СНГ. Уверен, что Ашхабад успешно справится с этой почётной и ответственной миссией. Будем всячески поддерживать наших туркменистанских друзей в реализации этих полномочий.
Видим хорошие перспективы налаживания взаимодействия Туркменистана с
Евразийским экономическим союзом. Подключение к его работе (а формы для этого существуют самые разные) открыло бы новые возможности реализации взаимовыгодных проектов.
Успешно сотрудничаем на Каспии. Сегодня много об этом говорили в ходе переговоров. Разделяем особую ответственность за его сохранение и рациональное использование. Очевидно, что первостепенным интересам всех стран «каспийской пятерки» отвечает поддержание мира, стабильности и безопасности в Каспийском регионе, его устойчивое развитие на принципах добрососедства, доверия и сотрудничества прибрежных государств, реализация экономического, в том числе транзитного потенциала Каспия на благо прибрежных государств и обеспечение должного состояния окружающей среды этого важнейшего водоема.
На повестке дня – формирование региональной «каспийской общности» на благо наших стран и народов. В этом русле идет предложение России о создании Каспийского совета. Готовы к тесной работе с нашими туркменистанскими друзьями в этих целях.
Перед нами стоят масштабные задачи в двусторонних и международных делах. Убежден, что молодые поколения туркменских дипломатов, представленные здесь в том числе, сохранят традиции уважения к нашей общей истории, приумножат сегодняшние достижения во внешней политике, внесут собственную лепту в укрепление нейтрального курса Туркменистана и будут способствовать дальнейшему расширению дружественных связей и стратегического сотрудничества между нашими странами.
[...]