Россия
Источник:
mid.ruУважаемые дамы и господа,
Сегодня с моим коллегой Министром иностранных дел
Исламской Республики Иран г-ном А.Аракчи провели обстоятельные переговоры. Они подтвердили нацеленность на достижение дальнейших позитивных результатов в двусторонних связях и в сотрудничестве на международной арене, в развитие договоренностей, которые достигают наши президенты, и с учетом моего февральского
визита в Тегеран.
Наша общая оценка заключается в том, что российско-иранские отношения имеют особый характер. Он в полной мере соответствует духу всеобъемлющего стратегического партнерства, и продолжает динамично развиваться, несмотря на сложную ситуацию в регионе и в мире, а также попытки оказать давление на наши страны, чтобы сдержать (эта цель открыто декларируется) развитие и Ирана, и Российской Федерации.
8 апреля с.г.
Государственная Дума ратифицировала
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Он был подписан в ходе январского визита Президента М.Пезешкиана в Российскую Федерацию, а 16 апреля с.г. закон о ратификации был одобрен Советом Федерации.
Убеждены, что вступление в силу этого исторического документа окажет позитивное воздействие на наше сотрудничество во всех областях: и в двусторонней повестке, и на международной арене.
Наш политический диалог весьма насыщен. За последнее время президенты встречались трижды: в Ашхабаде
11 октября 2024 г. на Международном форуме «Взаимосвязь времен и цивилизаций», в Казани
23 октября 2024 г. «на полях» саммита БРИКС, и
17 января 2025 г. состоялся официальный визит Президента Ирана М.Пезешкиана в Российскую Федерацию.
Мы сегодня (в развитие той беседы, которая состоялась вчера в Кремле, когда Президент России В.В.Путин
принял г-на Министра) уделили особое внимание целому ряду конкретных вопросов международной повестки дня и более подробно говорили по двусторонним делам, прежде всего, по торгово-экономическим связям.
Наш товарооборот демонстрирует позитивную динамику. По итогам прошлого года он вырос более чем на 13% и практически повторил рекордный показатель 2022 г. (около 5 млрд долларов). Тенденция к его росту продолжается. И все это несмотря на уже упомянутые жесткие санкции, которые Запад ввел против Российской Федерации и Исламской Республики Иран в грубейшее нарушение норм
Устава ООН, норм
ВТО и других международно-правовых договоренностей.
Мы проанализировали ход подготовки к очередному 18-му заседанию
Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Оно состоится здесь, в Москве, 23-25 апреля с.г. Там планируется обсудить ключевые вопросы двустороннего инфраструктурного, логистического, инвестиционного сотрудничества, включая реализацию флагманского проекта сооружения атомной электростанции «Бушер» и проект строительства железнодорожного участка «Решт-Астара» за счет российского кредита в качестве элемента
Международного транспортного коридора «Север-Юг», который будет иметь огромное значение для бурного расширения торговых, экономических и прочих связей в нашем общем регионе.
Договорились ускорить осуществление имеющихся договоренностей, связанных с созданием условий для эффективной и полноценной реализации обоих этих проектов. Мы также поддержали дальнейшую активизацию деловых связей. Уверены, что этому будет способствовать
соглашение о свободной торговле между
Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран, которое вступит в силу через месяц, 15 мая с.г. Оно будет способствовать расширению товарооборота и созданию более упрощенных процедур для взаимной торговли.
Конструктивно обсудили актуальные международные проблемы. У нас единые подходы к необходимости для всех стран уважать международное право. Прежде всего принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи, а не выборочно, как это часто делают наши западные «коллеги».
Мы заинтересованы в том, чтобы укреплять созданную в 2021 г.
Группу друзей в защиту Устава ООН. В ее рамках разрабатываются позиционные документы и распространяются в Генеральной Ассамблее и других органов ООН.
Одна из актуальных тем, о которой мы сегодня говорили, это задача противодействия незаконным, деструктивным, односторонним, принудительным рестрикциям. Они не только создают проблемы для стран, против которых они применяются, но еще больше для тех государств, которые эти рестрикции вводят, а также для международной торговли, потому что резко ограничивают свободу конкуренции и все другие принципы, на которых «зиждется» ВТО и другие структуры, обслуживающие мировую экономику.
Договорились продолжать предметную работу по всем этим вопросам. Помимо противодействия на политическом уровне в рамках ООН, других многосторонних структур, продолжим в двустороннем плане работать над тем, чтобы эффект от этих незаконных санкций снижался и был сведен к нулю. У нас есть полная уверенность, что мы сможем это сделать.
Договорились наращивать взаимодействие в
ШОС, в
БРИКС. Предметно обсудили тематику Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. У нас единая позиция о том, что разрушение этого плана Вашингтоном в 2019 г. сыграло негативную роль для общей атмосферы на переговорах. Но, тем не менее, мы приветствовали стремление (насколько мы можем судить) к достижению объективных взаимоприемлемых договоренностей, в том числе тех, которые обсуждались и продолжают обсуждаться между Исламской Республикой Иран и США.
Безусловно, Россия готова содействовать этому процессу и будет всячески поддерживать договоренности, которые учитывают законные интересы Исламской Республики Иран.
«Сверили часы» по другим сюжетам международной политики, включая ситуацию на палестинских территориях. Это вызывает глубокую озабоченность, включая развитие событий в Сирийской Арабской Республике после смены власти в декабре 2024 г. и в целом на Ближнем Востоке. Мы продолжаем сотрудничать в рамках «Каспийской пятерки» и по вопросам, касающимся положения дел на Южном Кавказе.
Считаю, что переговоры были полезными, своевременными. Будем продолжать реализовывать принципиальные договоренности наших президентов и оставаться в постоянном контакте с моим коллегой.
Вопрос: 19 апреля с.г. в Риме состоятся непрямые переговоры между делегациями Ирана и США. Мы наблюдали противоречивые сигналы со стороны Соединенных Штатов. Как Вы считаете, действительно ли американцы настроены на достижение договоренностей? (перевод с персидского)
С.В.Лавров: Мне кажется, мой коллега А.Аракчи только что на этот вопрос ответил. Поэтому я передаю микрофон ему.
Вопрос: Ранее американские СМИ сообщили о том, что Президент США Д.Трамп обратился к российскому Президенту В.В.Путину с просьбой выступить посредником в переговорах с Ираном. Обсуждается ли сейчас этот вариант и какой формат так называемой сделки видится в Москве наиболее приемлемым с точки зрения безопасности в регионе?
С.В.Лавров: Я еще во вступительном слове отметил, что мы готовы помогать, посредничать, играть любую роль, которая с точки зрения Ирана будет полезна и будет приемлема США.
Исходим из того, что единственным вариантом договоренности, как только что сказал господин Министр, является договоренность исключительно по ядерным делам. Отмечу особо, что Исламская Республика Иран готова в полной мере искать эту договоренность в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. Это принципиальный момент, который обязаны учитывать те, кто пытаются «нагрузить» переговоры не имеющими к ядерным делам вопросами и тем самым создают рискованную ситуацию.
Вопрос (перевод с персидского): Рады находиться в условиях, которые были созданы после подписания большого договора между Россией и Ираном. И в тех условиях, когда руководство обеих стран заявило, что страны вышли на уровень стратегического партнерства. Я бы хотел узнать как происходит упрощение визовых требований для туристов и других категорий граждан?
С.В.Лавров: До договора был предпринят ряд шагов, который был направлен на облегчение визового режима для определенных категорий граждан. Кроме того, Исламская Республика Иран является одной из многих стран, на которых распространяется введенная в прошлом году электронная виза. Это максимально упрощенная процедура.
Кроме этого, мы сейчас по ряду документов предпринимаем дополнительные шаги, в том числе, чтобы полностью освободить от визовых обременений сотрудников посольств, как дипломатов, так и обладателей служебных паспортов.
В завершающей стадии находится проект соглашения о безвизовых туристических поездках граждан России и Исламской Республики. Подчеркну, что все это было «запущено в дело» еще до того, как был подписан
Договор и до того, как он вступил в силу.
Но то, что стратегическое партнерство открывает дополнительные возможности для контактов между людьми, и что мы будем на взаимной основе стремиться эти контакты сделать максимально комфортными – это факт.